Мастерская по установке тахографов ООО "Грузовик-СПб" клеймо № 0330 РФ Установка, калибровка тахографического оборудования на грузовом автотранспорте
г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 37А
Ремонт тахографа: когда можно отремонтировать, а когда — только замена

Ремонт тахографа: когда можно отремонтировать, а когда — только замена

Цифровой тахограф — сложное устройство, состоящее из нескольких ключевых элементов: дисплея и управляющей панели, модуля памяти, блока СКЗИ (средства криптографической защиты информации), разъемов для карт водителя и предприятия, а также коммуникационных интерфейсов с транспортом. Как и любое электронное оборудование, тахограф может выйти из строя. 

Наиболее распространенные неисправности тахографов

  1. Не читается карта водителя.
    Причина может быть в загрязненном разъеме, механическом повреждении, сбое прошивки или неисправности считывателя. Если дело только в контактах или пыли — возможен ремонт и чистка. Если же поврежден слот — часто требуется замена всего модуля или тахографа.

  2. Тахограф не включается.
    Причины: обрыв питания, неисправный предохранитель, сгоревшая материнская плата. В случае проблем с питанием — возможен ремонт. Но при повреждении платы или СКЗИ — только замена, так как вмешательство в блок СКЗИ запрещено законом.

  3. Ошибка «Out of calibration», «No sensor», «No data».
    Может быть вызвана сбоем в датчике скорости, нарушением соединения, обрывом провода или несанкционированным вмешательством. В некоторых случаях поможет повторная калибровка, настройка или ремонт соединений. Если ошибка возникает из-за внутреннего сбоя в СКЗИ или памяти — замена неизбежна.

  4. Невозможно записать данные на карту.
    Это может быть как проблема карты, так и сбой записи в памяти устройства. Здесь важно провести диагностику: если карта читается в другом устройстве — проблема в тахографе. Иногда помогает перепрошивка, но если поврежден носитель — потребуется замена блока памяти, а это практически означает замену тахографа.

  5. Нестабильная работа, зависание, «глюки».
    Типичная причина — устаревшее или сбойное ПО. Помогает перепрошивка в авторизованной мастерской. Если после этого сбои сохраняются — вероятна деградация компонентов, и потребуется замена устройства.

Когда ремонт возможен

– неисправны внешние элементы (разъемы, кнопки, дисплей);
– сбились настройки или повреждена прошивка;
– проблемы с подключением к CAN-шине или питанию;
– обрыв или короткое замыкание в проводке.

Во всех этих случаях тахограф можно починить в лицензированной мастерской, при этом сохраняется калибровка и пломбы не нарушаются.

Когда необходима полная замена тахографа:

– неисправен блок СКЗИ (он не подлежит ремонту, только утилизации);
– повреждена внутренняя память устройства;
– механическое разрушение корпуса или модуля карты;
– устройство снято и утратило заводскую калибровку, при отсутствии возможности повторной активации;
– тахограф устарел и не поддерживает новые карты или интерфейсы (например, ЕСТР без DSRC для контроля на ходу).

Процедура замены и документы

При замене тахографа необходимо обратиться в аккредитованную мастерскую. Потребуется:

– ПТС или СТС автомобиля,
– карта предприятия,
– старая карта водителя,
– документ об утилизации (если тахограф с СКЗИ),
– акт установки нового устройства.

После установки проводится первичная калибровка, заносятся данные, устанавливаются пломбы. Без этого тахограф считается незарегистрированным, а эксплуатация ТС — нарушением.

Что будет, если игнорировать неисправность

Если тахограф неисправен, данные о времени работы водителя теряются или искажаются. Это грозит серьезными штрафами — особенно если транспорт перевозит пассажиров или опасные грузы. Кроме того, проверка покажет отсутствие достоверных записей, что расценивается как «отсутствие тахографа».

Профилактика — дешевле, чем ремонт

Чтобы продлить срок службы тахографа:
– избегайте перепадов напряжения (установите стабилизатор),
– защищайте от пыли и влаги,
– не вставляйте и не извлекайте карты «на ходу»,
– не используйте карты с трещинами или сколами,
– проходите регулярную проверку в мастерской (раз в год — оптимально).

Тахограф — критически важный элемент современного транспорта. Некоторые неисправности можно устранить без полной замены, но любые проблемы с блоком СКЗИ или памятью требуют установки нового устройства. Качественная диагностика в мастерской помогает определить степень поломки и избежать лишних затрат. Помните: легальный ремонт — это безопасность, законность и спокойствие при любой проверке.

Напишите нам